Анализ выполнения раздела «Экология» стратегического плана Санкт-Петербурга

Отчет подготовлен к.б.н. Т.М. Флоринской, Н.Ю. Быстровой

I. Введение

Минуло пять лет с того времени, когда был подготовлен раздел "Экология" Стратегического плана для Санкт-Петербурга. В его разработке принимали участие представители всех ветвей власти, Федеральные надзорные органы, а также профсоюзы, промышленные предприятия, ученые, общественные организации.

За прошедшие годы произошли некоторые изменения в составе "команды", ответственной за выполнение раздела "Экология" Стратегического плана. Поменялись руководители учреждений, принимавших активное участие в работе над Стратегическим планом, и даже изменилась структура ключевых организаций. Ослабление интереса руководства города к Стратегическому плану не способствовало сплочению активных и инициативных личностей вокруг него, что негативно сказалось на организационных моментах продвижения экологического раздела Плана. Тем не менее, определенные положительные результаты, несомненно, достигнуты.

Нельзя не отметить, что действия Администрации в сфере охраны окружающей среды способствовали решению некоторых задач Стратегического плана, о чем будет сказано в последующей части Аналитической записки. Возможно, не всегда в своих действиях Администрация руководствовалась Стратегическим планом, но полученные результаты направлены на достижение основной цели Стратегического плана в сфере экологии - улучшение состояния окружающей среды. Меры, принимаемые Администрацией для улучшения качества жизни, фактически совпадают с теми, которые были сформулированы в разделе "Экология" Стратегического плана. Безусловно, в практике их значительно больше, и они более разнообразны, но это не умаляет достоинства Плана, а наоборот - подтверждает правильность выбранных стратегических направлений, целей и задач.

Очевидно, что План нуждается в определенной корректировке по вопросам необходимого финансирования, расширения мер, уточнения списка ответственных за раздел, но в целом раздел "Экология" Стратегического плана может служить и дальше руководством к действию Администрации в сфер улучшения качества окружающей среды города. Окончательные выводы можно сделать после мониторинга выполнения плана и анализа ситуации.

Настоящий отчет по результатом мониторинга и анализа выполнения раздела "Экология" Стратегического плана подготовлен на основании официальных данных, поступивших из Комитетов Администрации, публикаций, подготовленных Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Администрации Санкт-Петербурга, Департаментом природных ресурсов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области МПР РФ. В его составлении приняли участие многие из членов тематической комиссии в обновленном составе.

II. Краткий анализ экологической ситуации в Санкт-Петербурге

Качество окружающей среды в Санкт-Петербурге определяется загрязненностью воздушного бассейна, акватории, земель, состоянием растительного покрова, животного мира и другими факторами. Не вдаваясь в причины загрязнения составляющих природной среды (воздух, вода, почвы, растительный и животный мир), остановимся на краткой их характеристике.

По данным надзорных органов атмосферный воздух Санкт-Петербурга наиболее загрязнен пылью, двуокисью азота, бенз(а)пиреном - их среднегодовые концентрации превышают санитарные нормы. Уровень загрязненности воздуха оксидом углерода в течение года был незначительным. Данные наблюдений за состоянием атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге свидетельствуют о высоком уровне загрязнения. За последние годы снизилось загрязнение воздуха фенолом, диоксидом азота, диоксидом серы.

Река Нева и реки дельты Невы с их притоками в Санкт-Петербурге загрязнены органическими веществами, в основном выше нормы в два раза. Содержание металлов превышает допустимые значения. Загрязнение нефтепродуктами не превышает норм, за исключением случающихся аварийных ситуаций. В целом воды в основных водотоках характеризуется как "загрязненные". В последние годы в акватории Санкт-Петербурга отмечается снижение концентрации биогенных веществ и некоторых тяжелых металлов.

Подземные воды на территории Санкт-Петербурга как пресные, так и минерализованные, в основном имеют достаточно хорошую естественную защиту, поэтому их качество сохраняется на природном уровне. Лишь в районе Красносельского водозабора отмечается нитратное загрязнение ордовикского горизонта.

Загрязненность почвенного покрова во многом определяется тем, как организован сбор и утилизация отходов. Надо сказать, что состояние почв в Санкт-Петербурге по санитарным показателям оставляет желать лучшего. Значительное количество обследованных почвенных проб имеет превышение ПДК в 1-10 раз. Вызывает тревогу также проблема загрязнения почв органическими токсикантами в значениях выше ПДК.

Зеленые насаждения выполняют важную функцию в жизни населения города. Они способствуют очистке атмосферного воздуха, улучшают экологическую обстановку. Количество зеленых насаждений в городе на одного жителя соответствует нормативам. В последние годы ожидается рост этого показателя (за счет снижения количества населения). Однако состояние растительного покрова ухудшилось. Неудовлетворительная ситуация и в лесопарковой зоне. Частые очаги возгорания и несанкционированные свалки приводят к сокращению территорий, пригодных для отдыха горожан.

По данным опроса специалистов экологическую обстановку в Санкт-Петербурге следует охарактеризовать как "умеренно неудовлетворительную".

III. Анализ выполнения плана в достижении основной цели раздела

Основная цель раздела "Экология" Стратегического плана для Санкт-Петербурга сформулирована лаконично - улучшение состояния окружающей среды. Достижение намеченной цели возможно путем решения ряда задач, некоторые из них включены в План раздела.

Как на период составления плана, так и в настоящее время является актуальной задача охраны окружающей среды от неблагоприятного воздействия отходов. Неправильное обращение с отходами приводит к загрязнению токсичными веществами атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод, потере ценных зон рекреации и неблагоприятной эпидемиологической ситуации. Для решения проблем, связанных со сбором и утилизацией отходов в Санкт-Петербурге, предпринимаются определенные меры.

Наиболее острой проблемой эксперты считают сбор и утилизацию токсичных промышленных отходов. Для решения этой задачи необходимой мерой является создание современного предприятия по переработке токсичных отходов на полигоне Красный Бор. Следует сказать, что количество токсичных отходов, поступивших на полигон в 2001 году, повысилось на 30% по сравнению с 1997 годом, что указывает на необходимость увеличения темпов строительства предприятия. В настоящее время строится 1-я очередь "Экспериментального предприятия по переработке и захоронению промышленных токсичных отходов". Построены насосная станция и трубопроводы перекачки жидких отходов из существующих карт на участок термического обезвреживания, обводной и магистральный каналы, ограждение территории полигона, комплекс весовой, здание участка термического обезвреживания, дизель-генераторная, реконструированы подводящие водопровод и ЛЭП, завершается строительство корпуса санитарной обработки автотранспорта, распределительной подстанции, котельной, мазутохранилища, эстакады тепломатериалопроводов, внутриплощадных сетей хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения, сетей хозбытовой, ливневой и производственной канализации. Ведется строительство узла водопроводных сооружений, канализационных насосных станций, внутренних каналов, корпуса переработки жидких органических отходов. Начато освоение площадки под строительство корпуса переработки неорганических отходов. Осуществляется 1-й этап рекультивации полигона.

В целях совершенствования обращения с токсичными отходами внедрена система навигационного сопровождения транспортных средств, перевозящих токсичные промышленные отходы. Организован мониторинг состояния подземных вод и эндогенных геологических процессов на территории полигона. Периодически осуществляется токсикологический контроль в санитарно-защитной зоне вокруг полигона.

В общей сложности мера выполнена на 40 %. Чтобы решить проблемы с токсичными отходами следует сосредоточить усилия всех участников Стратегического плана, а именно:

  • ускорить темпы строительства корпуса переработки органических токсичных жидких отходов;
  • ускорить темпы строительства корпуса переработки неорганических токсичных отходов;
  • оснастить экспериментальный завод необходимым технологическим оборудованием;
  • выделить необходимое финансирование для завершения работ;
  • усилить контроль за расходованием отпущенных средств.

Совершенствование системы сбора, транспортировки, утилизации твердых бытовых отходов. Что же сделано для этого? В Санкт-Петербурге законодательно утверждено увеличение платы с населения за сбор и вывоз отходов в 2,5 раза. Однако ситуация с уборкой и переработкой отходов не улучшилась.

Для упорядочения учета образования отходов была разработана компьютерная программа автоматизированного учета с передачей данных от районов на компьютеры Комитета по благоустройству.

Внесены некоторые новшества в процесс сбора и транспортировки отходов. На одной из станций перегруза мусора оборудована линия по сортировке твердых бытовых отходов, что позволяет существенно снизить объемы отходов, которые направляются затем на переработку. Также в ряде точек сбор отходов ведется в красивые и удобные контейнеры. Однако их очень немного. Для улучшения контроля часть автомобилей-перевозчиков отходов оборудована системой навигационного сопровождения.

В рамках международного проекта ТАСИС "Синергия" выполнена работа "Единая политика обращения с отходами в Санкт-Петербурге и Ленинградской области". По результатам работы опубликована книга. Участники работы выступали с сообщениями на Международной экономической конференции, Лейпцигской ярмарке, а также ряде других конференций по проблемам отходов. Проведена международная конференция на тему "Мировой опыт сбора, переработки и утилизации твердых бытовых отходов".

К сожалению, в сфере управления твердыми бытовыми отходами существенных подвижек не произошло. Наблюдается несогласованность действий отдельных комитетов. Проблемой занимается Комитет по благоустройству и жилищно-коммунальному хозяйству. Разработаны две Концепции обращения с отходами, проводится подготовительная работа по обоснованию строительства мусоросжигательного завода совместно с Комитетом по внешним связям. В то же время по заказу Комитета по экономике ведется разработка проекта строительства модульного мусороперерабатывающего завода. И, наконец, ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга" ведет разработку ТЭО создания мусороперерабатывающего комплекса с сопутствующей выработкой энергии. Строительство и реконструкция существующих мусороперерабатывающих заводов по ранее разработанным и утвержденным ТЭО не проводится. В связи с этим увеличения мощностей по механизированной переработке отходов в Санкт-Петербурге не произошло.

По мнению экспертов, мера выполнена лишь на 10-20%. Чтобы изменить ситуация в лучшую сторону необходимо:

  • увеличить процент индустриальной переработки отходов;
  • использовать оптимальную технологическую схему при индустриальной переработке ТБО, предусматривающую сортировку с выделением проблемных фракций и вторичного сырья с последующим компостированием остатка, выделением и сжиганием тех органических фракций, которые не поддаются утилизации и компостированию и не выделяют при сжигании супертоксичных веществ;
  • провести реконструкцию заводов по утвержденным ТЭО;
  • построить новый завод комплексной переработки отходов;
  • внедрять систему селективного сбора отходов;
  • изменить структуру управления отходами в Администрации Санкт-Петербурга;
  • организовать работу с населением, направив ее на повышение грамотности и сознательного отношения к решению проблем охраны окружающей среды от загрязнения ее отходами.

Цивилизованное обращение с отходами медицинских учреждений является важным моментом в решении задачи охраны окружающей среды и улучшения ее качества. Схема обращения с отходами медицинских учреждений Санкт-Петербурга была разработана в рамках программы "ЛАЙФ-95". Проект выполнен в конце 1998 года. В результате совместной работы российских и зарубежных исполнителей была разработана соответствующая документация с описанием системы сбора, транспортировки, переработки и захоронения опасных рискованных отходов здравоохранения. Были разработаны региональные санитарные нормы и правила, типовые инструкции для медперсонала, вовлеченного в процесс переработки отходов здравоохранения, изданы нормы и инструкции, проведено обучение медицинского персонала. Утверждены "Основные направления деятельности по обращению с опасными отходами здравоохранения" (Приказ Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 10.12.2001 г.). Городской Администрацией закуплена специальная установка по переработке особо рискованных отходов здравоохранения, которая обслуживает часть медицинских учреждений города.

Намерения выполнены на 70%. Чтобы окончательно решить проблему с медицинскими отходами необходимо:

  • приобрести установок для переработки медицинских отходов (лучше отечественного производства);
  • внедрить систему переработки особо рискованных медицинских отходов во всех медицинских учреждениях Санкт-Петербурга;
  • выделить необходимое финансирование на выполнение меры.

В улучшении состояния окружающей среды, безусловно, важное значение придается повышению качества вод акватории. Это обширная и разностороняя задача, связанная с решением ряда технологических проблем. В разделе "Экология" Плана рассмотрены лишь некоторые из них, а именно те, которые входят в компетенцию природоохранных органов. В соответствии с этим и выдвигались меры по их решению. В качестве одной из таких мер предлагалось улучшение контроля - мониторинг поверхностных и подземных вод.

Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему регулярных наблюдений за количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод. Данные мониторинга используются для своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды и состояние водных объектов. Кроме того, на их основе разрабатываются необходимые меры по предотвращению нежелательных последствий. С помощью мониторинга осуществляется управление и контроль в использовании и охране водных объектов. В соответствии с законодательством РФ в Санкт-Петербурге действует разносторонний мониторинг на локальном, территориальном и федеральном уровнях. Ведение мониторинга обеспечивается различными ведомствами. На территории города мониторинг водопользования координирует Невско-Ладожское бассейновое водное управление МПР России. Мониторинг состояния водных объектов, качества поверхностных и подземных вод ведется на государственной наблюдательной сети Северо-Западного территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Центром госсанэпиднадзора.

В 2000 г. в Санкт-Петербурге впервые была разработана территориальная программа государственного мониторинга. Наблюдения осуществляются на 18 пунктах города и 22-х станциях на Финском заливе. Программа наблюдений предусматривает определение общих физико-химических показателей воды, биогенных веществ, органических веществ, ионов тяжелых металлов и хлорорганических пестицидов. Ведутся наблюдения, правда, лишь в Невской губе, за изменением основных гидробиологических показателей. В зонах рекреации города и пригородов ведется санитарно-гигиенический контроль.

В Санкт-Петербурге созданы и ведут круглосуточные наблюдения специальные аварийные службы. Имеется флот и необходимые средства для ликвидации разливов нефти.

Проблемам водопользования Администрация придает особое значение. В 2001 г. вышло Распоряжение Администрации Санкт-Петербурга "Об осуществлении в Санкт-Петербурге государственного контроля за использованием и охраной водных объектов", которое направлено на снижение водопотребления и улучшения качества вод.

Для охраны подземных вод и упорядочения их использования проведены исследования в рамках целевой программы "Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Санкт-Петербурга" На 2000-2001 г.г." (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 09.09.99 № 39).

По мнению специалистов все чаще наблюдается проникновение топочных веществ в грунтовые воды. Отеччается нарушение гидрохимического режима и признаки загрязнения подземных вод на участке эксплуатации месторождения минеральных вод "Полюстрово". Все это крайне тревожно и требует принятия определенных мер, в том числе и усиления мониторинговых наблюдений.

Мера выполнена на 60%. Чтобы улучшить состояние окружающей среды, контроль за ее качеством следует усилить. Для этого:

  • необходимо увеличить количество пунктов наблюдений, оптимизировать существующую сеть наблюдений и координировать работу всех участников мониторинга;
  • необходимо ввести в систему мониторинга гидробиологические наблюдения и биотестирование;
  • следует проводить анализы донных отложений;
  • необходимо улучшить оснащение лабораторий, участвующих в проведении мониторинга;
  • необходимо переходить на создание автоматизированных станций мониторинга, которые позволят получать постоянную и оперативную информацию о состоянии водного объекта;
  • следует ввести в практику мониторинг водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений;
  • необходимо ввести в систему мониторинга Ладожское озеро, которое является источником питьевой воды для Санкт-Петербурга, а также восточную часть Финского залива в полном объеме
  • необходимо существенно усовершенствовать систему обработки данных мониторинга подземных вод;
  • необходимо создать постоянно действующую модель геофильтрации Санкт-Петербурга и пригородов;
  • вся работа по мониторингу и его развитию нуждается в ежегодном финансировании.

В улучшении состояния водных объектов значительную роль может играть хорошо отлаженная интегрированная система управления водными ресурсами. Нет нужды останавливаться на том, что такие системы в Голландии и некоторых других странах Европы существуют, ими пользуются в практике охраны водных ресурсов и все затраты на ее создание экономически оправданы.

В Санкт-Петербурге ведутся подготовительные работы по созданию такой системы. В конце 90-х годов в рамках международного проекта созданы математические модели, которые необходимы для автоматизированного управления водными ресурсами. Модели апробированы и приняты Администрацией.

В последние годы создана система, поддерживающая принятие решения для

р. Невы и нескольких крупных водотоков р. Невы. Созданы банки данных о состоянии основных водотоков Невы.

Подготовлена нормативно-правовая база для внедрения системы поддержки принятия решений.

Разработаны и внедрены СУБД "Водопользователь" и ГИС "Водопользование на территории Санкт-Петербурга".

Мера выполнена на 70-80 %. Для завершения ее необходимо выделение средств на проведение экспериментальных работ, отладки системы моделей и внедрение в практику автоматизированной системы управления водными ресурсами.

Санкт-Петербург расположен на островах разветвленной дельты и берегах Невы. Как любой город, на территории которого протекают многочисленные реки и каналы, Санкт-Петербург имеет проблемы поддержания водотоков в состоянии, обеспечивающем экологическое благополучие. Для сохранения оптимальных глубин и соответственно чистоты вод необходимо периодически проводить дноуглубительные работы.

Правительство Санкт-Петербурга в 1999 г. приняло "Программу очистки рек и каналов в Санкт-Петербурге на период 1999-2003 г.г.". В ней предусмотрены дноуглубительные работы на основных водотоках центральной исторической части города. В рамках указанной программы работы ведутся в 4-х направлениях: очистка рек и каналов, техническое оснащение производства дноуглубительных работ, обеспечение экологической безопасности акватории Невской губы; создание постоянного отвала для извлеченных донных грунтов. В соответствии с Программой были построены и введены в эксплуатацию: новый многочерпаковый сборно-разборный земснаряд производительностью 52 м3/час и три несамоходные грунтоотводные баржи (шаланды) для транспортировки извлеченных донных грунтов в отвал. Дноуглубительные работы сопровождались гидроэкологическим контролем и нарушений требований не происходило. В последние годы работы велись на пяти водотоках центральной части города (р. Фонтанка, Мойка, каналы Обводный, Грибоедова, Крюков) общей протяженностью более 21 км.

Кроме того проведена работа по очистке и дноуглублению Большого канала на Каменном острове. При этом извлечены обломки железобетона, древесины и др. отходов, которые направлены на утилизацию. Выполнена очистка Троицкого ручья в Петродворцовом р-не. Подготовлены проектные материалы для очистки Восточного канала Юнтоловской лесной дачи (Приморский р-н).

Кроме дноуглубительных работ ведутся и другие работы по очистке акватории, например, кошение водорослей на реках и каналах, которые вызывают заболачивание, уборка мусора, ледокольные работы, благоустройство и ремонт водоемов и прибрежной зоны. Проводится оперативный контроль за качеством работ по очистке акватории и водоохранных зон. Все эти работы улучшают санитарное состояние водоемов и внешний вид города.

В последние годы проводятся усиленные работы по очистке акватории от затонувших судов. Некоторые из них имеют заполненные нефтью емкости, что представляет дополнительную угрозу возникновения экологических катастроф. Значительное количество судов (более 80), затопленных в начальные годы перестройки, поднято на поверхность, разделано и сдано на металлолом. проводится работа по исследованию оставшихся мест с затопленными судами и подготовительные работы по их извлечению.

Для решения этой проблемы следует:

  • продлить действие Программы по очистке рек и каналов;
  • выделить необходимое финансирование на запланированные работы.

Загрязнение атмосферного воздуха является острой экологической проблемой Санкт-Петербурга. За прошедшие годы в городе не произошло существенных улучшений качества атмосферного воздуха, несмотря на спад производства. Данные анализа, проведенного Администрацией Санкт-Петербурга показывают, что валовые выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников в атмосферу Санкт-Петербурга снизились по всем категориям загрязняющих веществ, кроме летучих органических соединений и оксида углерода. Наблюдается незначительное снижение (в пределах 4-5 %) выбросов от автотранспорта. Этому способствовало упорядочение учета численности автотранспортных средств.

Для оценки прогноза выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Санкт-Петербурга были проведены расчеты в ходе подготовки материалов к "Протоколу о борьбе с подкислением, эвтрофикацией и приземным озоном", подписанному в Осло в 1999 г. Этим Протоколов определен "Регион регулирования выбросов загрязнителей" в перечень которых вошел и Санкт-Петербург. В соответствии с Протоколом установлены предельные значения выбросов некоторых загрязняющих веществ в период до 2020 г. Расчеты определили объемы ежегодных снижений количества загрязняющих веществ для стационарных и передвижных источников. По количеству выбрасываемого аммиака в Санкт-Петербурге все вопросы сняты, не наблюдается повышение установленных "потолочных" пределов.

Произошло значительное сокращение выбросов диоксида серы, что связано с переходом котельных на газовое топливо. А по оксидам азота и летучим органическим соединениям предстоит большая работа.

Вызывает тревогу намерение ТЭС перевести на угольное топливо, что резко увеличит выбросы диоксида серы и невыполнение международных обязательств.

Для лучшего контроля наличия загрязнителей в атмосферном воздухе в городе создана автоматизированная система контроля и управления качеством атмосферного воздуха (Распоряжение Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности 21.12.2001 № 144).

Проведена работа по разработке "Основных направлений охраны атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге" (I этап программы снижения загрязнения атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге), 2001 г.

Наибольшим виновником в загрязнении атмосферы в Санкт-Петербурге является автотранспорт. Власти города понимают это и уделяют этой проблеме внимание. Разработаны обоснования для нормативно-правовых актов в интересах снижения выбросов от автотранспорта.

Во многом выбросы от автотранспорта определяются качеством дорог и организацией движения. В городе ведется ремонт многих дорог. Разработан проект скоростного диаметра автотранспортной дороги, строится окружная автодорога, разрабатывается система автоматизированного управления движением автотранспорта на дорогах центральной части города. Все эти мероприятия позволят изменить ситуацию в лучшую сторону, улучшить качество атмосферного воздуха, но для этого необходимо провести ряд мероприятий:

  • городу необходимо обновить и увеличить количество общественного транспорта - автобусов, троллейбусов, трамваев; автотранспорт должен соответствовать требованиям ЕВРО-II по выбросам загрязняющих веществ;
  • необходимо строительство и реконструкция мостов через Неву, подземных пешеходных переходов, транспортных пересечений и развязок;
  • необходимо усилить контроль за качеством автомобильного топлива;
  • довести до логического внедрения в практику работы, направленные на совершенствование организации движения, систему контроля за выбросами токсичных веществ от автотранспорта;
  • всячески стремиться к тому, чтобы все ТЭЦ и ТЭС работали с использованием природного газа, не переходить на уголь или мазут; город наш исторический и его архитектурные памятники легче сохранить в более чистой окружающей среде.

Зеленые насаждения выполняют различные функции, главнейшими из которых являются оздоровление воздушного бассейна города и улучшение экологической обстановки. Санкт-Петербург по праву называют городом садов и парков. Обеспеченность населения зелеными насаждениям в различных административных районах неодинакова. По нормативам Генплана развития города площади зеленых насаждений на 1 жителя города достигли необходимого уровня. В последние годы этот показатель вырос по причине сокращения количества населения. Проведены или проводятся работы по реконструкции Александровского сада, сада у Серебряного пруда, сада "9-го января", Таврического сада. Создается новый парк "300-летия Санкт-Петербурга". Ведутся работы по ремонту Октябрьского бульвара в г. Пушкине. Отремонтирован сквер "Северная роща", Московский проспект, бульвар проспекта Гагарина, Марсово поле. На многих улицах старые тополя заменены на молодые посадки деревьев и кустарников. Все средства, выделяемые на содержание зеленого фонда, направляются в основном на санитарную уборку объектов в ущерб выполнению агротехнических мероприятий. По мнению специалистов, уровень содержания зеленого фонда в городе снизился. Сократились работы по посадке деревьев, кустарников, цветов, что объясняется недостаточностью выделяемых средств.

Пригородная лесопарковая зона - часть зеленой зоны Санкт-Петербурга - является рекреационной территорией для горожан. Она также нуждается в уходе. В последние годы на территории парков и лесопарков построены и реконструированы дороги, отремонтированы газоны. Проводятся рубки формирования ландшафтов, а также санитарные рубки. Ведется посадка молодых деревьев и кустарников.

Особо охраняемые природные территории, которые имеются в Санкт-Петербурге, в значительной степени дополняют его красоты и вносят положительный вклад в формирование качества окружающей среды.

В городе создан природный заказник "Юнтоловский", определены его границы и режим использования (Распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга 3 1275 от 30.11.99). Заказник входит в международную сеть охраняемых территорий "Золотое кольцо Европы". На территории Заказника проведены лесоустроительные работы, все необходимые исследования, определены схемы экологических маршрутов. Организовано 4 памятника природы.

Постановлением Законодательного собрания № 43 от 26.02. 97 г. рассмотрена возможность создания комплексного государственного заказника на территории г. Павловска, планируется создание новых особо охраняемых территорий. Для этого разработан проект закона "Об охране природных заказников и памятников природы"

Для улучшения работы по озеленению города и охране зеленых территорий по мнению специалистов необходимо:

  • изменить структуру управления садово-парковым хозяйством;
  • разработать программу цветочного оформления города;
  • прекратить практику отвода зеленых насаждений под различное строительство;
  • расширить сеть особо охраняемых природных территорий;
  • создать соответствующую нормативно-правовую базу для охраны зеленых насаждений в городе и пригородной зеленой зоне;
  • увеличить финансирование на проведение работ по озеленению города, ремонту зеленых насаждений, благоустройству особо охраняемых территорий.

Организация системы управления охраны окружающей среды и природопользования во многом определяет ее качество. В Санкт-Петербурге за годы произошли существенные изменения в этой отрасли городского хозяйства. Прежде всего следует отметить то, что повысился статус природоохранного органа Администрации. В 2001 г. Распоряжением Администрации № 359-ра образован Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга. Согласно утвержденному Положению о Комитете ему даны довольно большие полномочия, при одновременном расширении задач, которые он должен решать. Увеличился штат сотрудников, появились новые отделы (аналитический, инспекционный и др.), которые позволяют принимать более обоснованные решения в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. Комитет в своих действиях опирается на нормативно-правовую базу РФ и региона. К сожалению, в Санкт-Петербурге практически отсутствуют законы Санкт-Петербурга по вопросам охраны окружающей среды и рационального природопользования. Однако работа ведется и опорой ей в этом являются Распоряжения на уровне Администрации. В дальнейшем следует особое внимание уделить разработке и принятию законов, направленных на охрану окружающей среды и экологическую безопасность Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург, как и другие регионы, столкнулся с проблемой противоречия между растущими потребностями населения (например, увеличением количества личных автомобилей, увеличением количества отходов и т.д.) и возможностью сохранить окружающую среду в благоприятном состоянии. Городу необходимо принимать путь устойчивого развития. В этой связи проведена большая подготовительная работа. Проведен отбор документов - международных, российских и Санкт-Петербургских - посвященных устойчивому развитию. Материалы опубликованы и разосланы по районам, учреждениям. Проведено около 10 образовательных семинаров. Разработан проект Декларации устойчивого развития Санкт-Петербурга и проведено ее обсуждение с представителями профсоюзных организаций предприятий города, научных и общественных организаций, муниципальными депутатами, студентами и другими слоями общества.

Разработаны индикаторы устойчивого развития. Предложено три группы индикаторов: социального развития, экономического развития и состояния окружающей среды. Все индикаторы разделены на первоочередные - индикаторы первого уровня и индикаторы второго уровня. Определение индикаторов подробно описано и приведены методики их расчета. Наличие индикаторов позволяет анализировать состояние качества жизни населения Санкт-Петербурга. В соответствии с ними выявляются причины и ответные действия. Безусловно, индикаторы сами по себе не меняют ситуации в городе, но с их помощью возможно обратить внимание властей на острые моменты и тем самым способствовать принятию лучших решений в управлении городом.

Документы, принятые Администрацией в последние годы, свидетельствуют о том, что происходит изменение мышления чиновников высокого ранга, и они всё больше руководствуются в своих действиях идеями устойчивого развития. Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Администрации Санкт-Петербурга разработал, а Правительство утвердило "Основные направления политики Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на период 2003-2007 г.г.". В нем провозглашена основная идея перехода к превентивным методам охраны окружающей среды. Реализация идей, заложенных в "Основных направлениях…", должна привести к усилению природоохранных и ресурсосберегающих мотиваций при принятии социально-экономических, промышленных и градостроительных решений. "Основные направления…" должны быть реализованы при разработке Генерального плана развития Санкт-Петербурга.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основной целью раздела "Экология" является улучшение состояния окружающей среды. К сожалению, состояние окружающей среды не улучшилось, о чем указывалось в начале Аналитической записки. Анализ выполнения мер, необходимых для достижения основных целей показывает, что ни одна из них не выполнена в должной степени, что и обусловило существующую обстановку.

Наиболее острая ситуация сложилась из-за невыполнения мер по совершенствованию системы сбора, утилизации, переработки и транспортировки твердых бытовых отходов. В городе не развивались мощности по переработке отходов, не изменилась к лучшему структура управления этой отраслью городского хозяйства. Несмотря на возросшие тарифы за уборку мусора город не стал чище. Не улучшилось качество атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге, что опять же обусловлено невыполнением тех мероприятий, которые были рекомендованы Стратегическим планом.

Вместе с тем необходимо отметить значительные сдвиги в вопросах управления водными ресурсами. Как показывает анализ, в этом разделе наиболее высокий процент выполнения намеченных мер. Регулярный мониторинг состояния поверхностных и подземных вод позволяет своевременно вносить в систему управления соответствующие коррективы и принимать адекватные решения. Ведется активная работа по очистке рек и каналов. Создана специальная служба по ликвидации нефтезагрязнений акватории.

Большое внимание уделяется проблемам экологической безопасности, к которым относятся загрязнение окружающей среды ртутью, радиоактивными веществами, диоксинами. Разработаны программы по их мониторингу и ликвидации.

В последние годы повысилась обоснованность принимаемых решений в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Разработаны основные направления политики Санкт-Петербурга по природопользованию и охране окружающей среды, приняты программы, направленные на рациональное использование природных ресурсов, разработаны нормативно-правовые акты, способствующие охране окружающей среды.

Все наработки способствуют тому, что принятие социально-экономических, промышленных и градостроительных решений должно основываться на приоритете превентивных природоохранных мероприятий и принципах устойчивого развития.

Необходимо подчеркнуть, что меры, перечисленные в разделе "Экология" Стратегического плана выбраны правильные, и их реализация позволила бы достичь намеченных целей. Безусловно, за прошедшие годы изменился город, наметились новые тенденции в экономике, появились новые цели и задачи. С учетом перемен раздел "Экология" Стратегического плана нуждается в корректировке, которая в основном будет состоять из дополнений новых мероприятий, что совершенно естественно.

Основные приоритеты на ближайшие 5 лет:

  • защита окружающей среды от загрязнения отходами;
  • охрана атмосферного воздуха;
  • проблемы экологической безопасности;
  • сохранение зеленых насаждений;
  • воспитание и экологизация сознания населения.