Острые проблемы

Анализ состояния окружающей среды региона по приоритетным проблемам

  • проблемы охраны атмосферного воздуха
  • проблемы охраны водных объектов
  • проблемы охраны окружающей среды от загрязнения отходами
  • проблема охраны почв и растительности

В Санкт-Петербурге и в Ленинградской области существует целый комплекс экологических проблем. Каждая из них имеет свои причины возникновения и свои особенности в путях решения. Но практика показывает, что из этого комплекса всегда выделяются наиболее острые проблемы, которые следует решать незамедлительно. С течением времени приоритеты меняются, иногда возникают новые, меняются и условия, в которых предстоит решать эти проблемы. Поэтому каждый временной отрезок длительностью примерно в 3 года характеризуется наличием своих особых приоритетов, которые выделяют на основе многостороннего анализа фактических данных и компетентного мнения специалистов.

Основываясь на данных систематических наблюдений за состоянием окружающей среды, на мнении компетентных экспертов и прогнозах развития экологической ситуации, на сегодняшний день в регионе можно выделить несколько приоритетов. Качество окружающей среды в основном определяют загрязнение воздушного и водного бассейнов, сбор и утилизация отходов производства и потребления, состояние почвенного покрова, зеленых насаждений и другие факторы.

Проблемы охраны атмосферного воздуха

Загрязнение атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге стало заметной проблемой в последнее десятилетие. За данный период времени эта проблема во многих городах Северо-Запада изучена достаточно основательно. Сеть регулярных наблюдений гидрометеослужбы, действующая на Северо-Западе, позволяет вести систематические съемки состояния атмосферного воздуха и делать соответствующие выводы. Но, как в любом крупном городе, в атмосферном воздухе Санкт-Петербурга присутствуют разнообразные вредные примеси: оксид и диоксид азота, бенз(а)пирен, диоксид серы, оксид углерода, формальдегид, фенол, этиленбензол, другие углеводороды, свинец и т.д. Уровень загрязненности атмосферного воздуха Санкт-Петербурга обусловлен в основном повышенными концентрациями фенола, диоксида азота, аммиака. Средние концентрации диоксида азота составляют 110 мкг/м3, что выше, чем в среднем по России и равны 2,7 ПДК (предельно допустимые концентрации) в год. Средние концентрации бенз(а)пирена превышают рекомендуемые критерии ВОЗ в 1,4 раза. Незначительные превышение нормативов наблюдаются по содержанию аммиака и хлорида водорода. Все остальные загрязняющие вещества, присутствующие в атмосферном воздухе находятся либо в пределах нормы, либо ниже ее.

Особую тревогу по загрязненности атмосферного воздуха вызывают повышенные концентрации диоксида азота, бенз(а)прирена и наличие свинца. Источниками этих загрязнений являются автотранспорт (количество автомобилей в личном пользовании в последние годы увеличилось в несколько раз). Необходимо отметить, что загрязнение атмосферного воздуха названными веществами отмечается в зоне активной жизнедеятельности населения, т.е. на уровне человеческого роста, что оказывает существенное влияние на здоровье населения. Концентрация загрязнений в воздушной среде наблюдается, как правило, в центре города, где сосредоточены памятники истории и архитектуры. Такое положение сказывается на их внешнем виде и сохранности.

Состояние атмосферного воздуха на территории Ленинградской области в основном отвечает нормативным требованиям. Однако в некоторых промышленных городах периодически возникают проблемы.

Проблемы охраны водных объектов

Источники водоснабжения Санкт-Петербурга берут свое начало в Ленинградской области. Город не испытывает недостатка в водных ресурсах, так как одно из достояний Ленинградской области - многочисленные водные объекты. В области насчитывается 1800 озер, около 50 тысяч водотоков, суммарная длина которых превышает 221 тысяч км. Запасы пресной воды оцениваются в 1280 м3. Вода слабоминерализована (мягкая) и это хорошо для питьевого и технического водоснабжения. Сведения о состоянии водных объектов базируются на данных наблюдений гидрометеорологической службы, которые имеют станции наблюдений в различных точках.

Ладожское озеро наиболее крупный источник водоснабжения, одновременно служит приемником сброса вод от предприятий. Около 400 млн. м3 в год поступает в Ладогу загрязненных сточных вод, а в водосборный бассейн Ладожского озера сбрасывается ежегодно 1400 млн. м3 вод от предприятий.

Гидрохимическая характеристика вод Ладожского озера, р.Невы, Финского залива базируется на данных метеослужбы. Исследования проводятся по содержанию тяжелых металлов, хлорорганических соединений, нефтяных углеводородов, полициклических углеводородов, фенолов, а также синтетических поверхностно-активных веществ, биогенных соединений, аммония, фосфора, карбонатов, санитарно-бактериологических показателей. Установлено превышение предельно допустимых концентраций по некоторым тяжелым металлам.

Хлорорганические соединения обнаружены во всех пробах, взятых в Ладоге, Неве и Невской губе, но среднегодовой уровень их не превышал ПДК. Отмечается значительное загрязнение поверхностных вод фенолами до 2 и более ПДК.

Содержание всех остальных исследованных веществ не превышало допустимых концентраций. Загрязненность вод приводит к накоплению токсичных веществ в гидробионтах, а, следовательно, и в рыбе, которую вылавливают в такой воде.

Загрязнение вод Ладожского озера и рек, впадающих в него, привело к тому, что в озере отмечено появление сине-зеленых водорослей, выделяющих сильные токсины. Река Нева, вытекающая из Ладоги, относится к умеренно загрязненным, но в последние годы отмечается ухудшение качества вод в ней. Невская губа, по существу, заполнена водами, которые сутки назад находились в Ладожском озере. Но за время своего пути эти воды качественно ухудшаются из-за того, что происходит сброс загрязненных вод от предприятий. Состояние Невской губы отражается на состоянии курортной зоны в восточной части Финского залива. Финский залив и Балтийское море довольно сильно загрязнены, поскольку подвержены интенсивному антропогенному воздействию. Значительный вклад в этот процесс вносит Ленинградская область и Санкт-Петербург, сбрасывая неочищенные или слабо очищенные сточные воды в водотоки области и города.

По данным Ленкомэкологии, основным загрязнителем акватории являются Государственное предприятие "Водоканал СПб", от которого поступает 98% недостаточно очищенных вод. Хотя мощности канализационных систем наращиваются, загрязнение вод остается пока существенной проблемой.

Сточные воды после очистки содержат 10-15 мг/л взвешенных веществ, 12-17 мг/л азота, 1,5-1,8 мг/л фосфора. После очистки сточные воды поступают в Невскую губу. Содержащиеся в них биогены, попадая в акваторию Невской губы, вызывают эвтрофикацию водоема.

Данные систематических наблюдений убедительно показывают, что задача охраны водных объектов на сегодня является очень актуальной для региона.

Проблемы охраны окружающей среды от загрязнения отходами

Проблема отходов в Санкт-Петербурге уже пять лет назад называлась в числе приоритетных. Количество отходов на 1 жителя города ежегодно увеличивается.

Сбор и утилизация отходов являются одной из важнейших проблем Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Это обусловлено значительным количеством и разнообразием состава образующихся отходов. Проблема усугубляется, на наш взгляд, еще и тем, что нет точных сведений о количестве и качестве образующихся отходов. Экономическая ситуация в стране способствует тому, что много мелких предприятий работает без строгой отчетности по отходам, период работы бывает непродолжительным, но отходы успевают поступить в окружающую среду. Некоторая неразбериха с выдачей лицензий на вывоз отходов привела к тому, что мусор сваливают в неустановленных местах.

Бытовые и строительно-промышленные отходы Санкт-Петербурга и Ленинградской области размещаются на полигонах и перерабатываются на двух мусороперерабатывающих заводах.

Для размещения бытовых, малоопасных промышленных и строительных отходов в Ленинградской области имеется 11 полигонов, около 60-ти санкционированных и 70 несанкционированных свалок. Ежегодный объем принимаемых отходов составляет около 5 млн.м3. Кроме того, на территории предприятий области имеется 12 шламовых накопителей, хранилищ, отвалов и полей, 33 иловые площадки для отходов коммунального хозяйства. Полигоны Санкт-Петербурга находятся в удовлетворительном состоянии и постоянно контролируются.

Отходы очистных сооружений Санкт-Петербурга составляют около 500 тыс. тонн в год. Эти отходы содержат тяжелые металлы, поэтому их размещение и хранение требует особого подхода. Отходы городских очистных сооружений занимают 163,5 га городской территории и для их дальнейшего размещения требуются новые площади. Поэтому проблема утилизации иловых осадков требует незамедлительного решения.

ГУП "Водоканал СПб" реализовал проект модернизации сооружений по обработке осадка Центральной станции аэрации с использованием сжигания, трехступенчатой очистки дымовых газов и утилизации тепла. Проект реализовывался с участием французской фирмы ОТV. Внедрение четырех установок позволило сократить вывоз осадка на полигоны, следовательно, сократилась площадь, необходимая для осадков. Положительно на экологическую ситуацию повлияло и то, что снизилось количество необеззараженного осадка.

Токсичные отходы, образующиеся на предприятиях Санкт-Петербурга и Ленинградской области, поступают на обезвреживание и захоронение на полигон "Красный Бор". Поскольку возможности полигона практически исчерпаны, правительства города и области решают задачу создания нового предприятия по переработке и захоронению промышленных токсичных отходов. Активное участие в этом деле принимает Европейское сообщество. В течение двух лет в Санкт-Петербурге проводился проект ТАС15, направленный на решение проблемы.

Администрация города и области не имеет оптимистических взглядов на то, что эта проблема может быть решена в ближайшие годы. Эксперты считают, что ее решение приостановлено.

Проблема отходов по праву занимает ведущее место в природоохранном ранжировании. По мнению администрации и экспертов, решать ее следует комплексно городу и области.

Проблема охраны почв и растительности

Как и для всех крупных промышленных городов, проблема загрязнения почв для региона весьма актуальна. В течение последних лет в Санкт-Петербурге проводится планомерное обследование почв на предмет загрязнения их тяжелыми металлами. Исследования показывают, что по-прежнему велика значимость свинцового, кадмиевого, цинкового загрязнений. Сейчас можно констатировать, что проблема ртутного загрязнения в городе не стоит столь остро и находится под контролем.

Уровни существующего загрязнения почв в основном определяются видом их хозяйственного использования. Общая тенденция известна - усиление техногенного воздействия наблюдается от биогенных ландшафтов к промышленным зонам. Наибольшему техногенному воздействию подвергаются территории промышленных предприятий, автомобильных и железных дорог, меньшей - селитебные зоны и зоны проектируемой застройки.

В 1999 году впервые в некоторых районах города были начаты работы по обследованию почв на приоритетные органические загрязнители: бенз(а) пирен, полихлорированные бифенилы, хлорорганические пестициды и нефтепродукты. Здесь невозможно установить какие-либо изменения ситуации по сравнению с прошлыми годами, но существуют территории, на которых имеет место многократное превышение ПДК по этим показателям.

Единственным природным компонентом городской среды, способным улучшить ее качество, являются зеленые насаждения. Кроме того, они обладают большим эстетическим значением, придают городу живописность и во многом формируют его силуэт. В Санкт-Петербурге устройству садов и парков традиционно уделялось большое внимание. Однако за последние годы из-за длительного отсутствия финансирования многие зеленые массивы оказались в запущенном состоянии, не проводились посадки деревьев и кустарников, участились случаи массового размножения вредителей и болезней. Отжив свой срок, стареют и умирают крупные деревья. Катастрофическое состояние многих старых насаждений и отдельных деревьев показали прошедшие за последние 2 года сильные ураганы, которые не только нанесли ущерб садам и паркам, но привели к трагическим последствиям для людей.

В настоящее время в нашем городе повсеместно производится реконструкция старых насаждений, благоустраиваются места массового отдыха. Заинтересованность к этой проблеме проявляют и зарубежные партнеры. Так, с помощью западных инвесторов "создан, развивается и благоустраивается единственный природный заказник в черте Санкт-Петербурга "Юнтоловский", производится реконструкция системы прудов в Таврическом саду и инвентаризация насаждений в парке "Сосновка". Есть все основания полагать, что положение дел в этой области будет постепенно улучшаться.

Состояние лесных угодий на территории Ленинградской области несколько ухудшилось за последние годы, что вызывает обоснованное беспокойство научной общественности. В то же время Правительство Ленинградской области утвердило Программу развития особо охраняемых территорий и приступило к ее реализации. Это следует расценивать как положительный фактор сохранения биоразнообразия и охраны природы.

Такова экологическая ситуация в регионе.

Острые вопросы по проблеме «Экология и природные ресурсы»

[Раздел подготовлен к.б.н. Т.М. Флоринской]

Экологическая ситуация многих регионов России и планеты Земля в целом ухудшается. Человечество вступило в такой период своего существования, когда экономическое и социальное развитие общества пришло в явное противоречие с ограниченными ресурсовоспроизводящими и жизнеобеспечивающими возможностями биосферы. Истощаются естественные ресурсы, загрязняются все составляющие природной среды, уничтожаются различные виды животных и растений, упрощаются и деградируют экосистемы. Создавшееся положение требует все более энергичных усилий для изучения закономерностей региональной и глобальной изменчивости экологической ситуации и причинно-следственных отношений этих процессов.

По мнению ведущих ученых в области естественных наук ключевые направления экологических исследований должны быть ориентированы на изменение стратегии природопользования и непрерывное ее совершенствование. Отсюда вытекает, что основная научная проблема - оптимизация природопользования. Для ее решения необходимы исследования по экологическим, технологическим и экономико-правовым направлениям.

Экологические проблемы стали предметом обсуждения специалистов самых разнообразных областей науки. Перспективы решения этих проблем зависят от комплексного подхода, основанного на органическом соединении всех научных достижений различных аспектов. Научно-технический потенциал институтов Санкт-Петербургского научного центра РАН в определенной степени направлен на решение основных проблем экологии.

В последние годы отмечается активизация работы ученых СПб НЦ РАН в изучении глобальной проблемы устойчивого развития и созданию документов, способствующих устойчивому развитию на региональном уровне. Творческим коллективом ученых при СПб НЦ РАН разработана Концепция устойчивого развития для Санкт-Петербурга. В ней дан анализ экологической ситуации и объективная характеристика экологической и социально-экономической обстановки, разработаны основные предложения, обеспечивающие поэтапный переход к устойчивому развитию.

Когда идет речь об устойчивом развитии, то очень важно дать характеристику этого развития не только на словах, но и иметь какие-то количественные характеристики этого процесса. Этой цели служат так называемые индикаторы устойчивого развития. Индикаторы - это экономические, социальные, демографические, экологические показатели, по изменению значений которых можно судить о том, движется ли страна, район, город по траектории устойчивого развития, или, наоборот, имеют место отклонения. Другими словами, индикатор - это то, что помогает нам определить, где мы находимся и каким путем нам надо идти, чтобы достигнуть цели, намеченной в 1992 году в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по окружающей среде и развитию.

По мнению ученых один показатель не может дать всеобъемлющую характеристику всех аспектов развития, и речь должна идти о каком-то наборе показателей. Такие попытки делаются регулярно, и разрабатываются системы различных индикаторов для достижения различных целей. Например, в последнее десятилетие в Программе развития ООН последовательно разрабатывается индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он основывается на суммировании набора показателей, которые, в свою очередь, являются примерными оценками базисных условий человеческого существования: физического, духовного и интеллектуального комфорта людей, их материальной обеспеченности.

ИЧРП, хотя и является важным и значимым показателем, тем не менее, не может быть использован как индикатор устойчивого развития, поскольку не затрагивает некоторых важных аспектов. Например, в нем нет характеристики экологической обстановки на той или иной территории. Поэтому, когда речь шла о разработке системы индикаторов устойчивого развития для Санкт-Петербурга, специалисты исходили из двух важных принципиальных положений:

  • система индикаторов должна учитывать специфику городского территориального образования;
  • система индикаторов должна учитывать особенности современной социально-экономической ситуации в Российской Федерации.

В различных странах ведется разработка специальных систем индикаторов, учитывающих специфику города и городского образа жизни. Первоначально предлагались самые различные показатели, причем общее количество индикаторов достигало нескольких десятков, затем стал проводиться отбор конкретных и наиболее существенных показателей. Например, для стран Европейского Союза была предложена унифицированная система индикаторов, разработанная в рамках программы "На пути к устойчивому развитию: общеевропейские индикаторы устойчивости". Эта система включала 5 основных и 5 дополнительных индикаторов.

Эти индикаторы использовались для оценки устойчивого развития ряда городов Европы, однако оказалось, что в данном виде эту систему индикаторов для Санкт-Петербурга использовать нецелесообразно, поскольку существует ряд принципиальных моментов, важных в настоящее время для нашего города и нашей страны, но не отраженных в этих индикаторах. Например, для Санкт-Петербурга важны экономические индикаторы, которых нет в европейской системе. Россия сегодня стоит перед выбором, станет ли она сырьевым придатком развитых стран, либо выберет путь неоиндустриального развития на основе инновационных и экологически приемлемых технологий. Очевидно, нет необходимости подробно доказывать преимущества второго пути: только следуя этим путем, мы сможем сделать Россию развитым государством. Именно по этой причине необходимо разработать индикаторы, конкретно характеризующие основные стороны жизни общества в целом и города - его социальную сферу, экономический статус и состояние окружающей среды.

В связи с этим был сформулирован ряд требований к системе индикаторов:

  • Ни один из многочисленных аспектов развития Санкт-Петербурга не должен оставаться вне системы индикаторов.
  • Нельзя допускать избытка индикаторов, так как это может затруднить расчеты, дать искаженные оценки и неверный прогноз.
  • Используемые индикаторы должны быть доступны и адекватно отражать развитие.
  • Индикаторы должны иметь количественное выражение.

На основе фундаментальных исследований экономистов, социологов и экологов была предложена продуманная система индикаторов, которая после многочисленных обсуждений на различных заседаниях была одобрена и рекомендована Администрацией для использования в работе. Внедрение практики применения индикаторов развития города и состояния окружающей среды будет способствовать устойчивому развитию региона и благотворно влиять на природопользование в глобальном масштабе.

По результатам работы опубликован буклет, статья в ежегоднике Комитета по охране окружающей среды.

Другая важная тема, получившая развитие в СПб НЦ РАН, направлена на разработку стратегии обращения с отходами. К началу нового тысячелетия проблема рационального обращения с отходами превратилась в одну из самых острых глобальных проблем. Нарастающее извлечение минеральных ресурсов из земных недр сопровождается образованием колоссальных количеств отходов, так как человечеством используется лишь 2% извлеченной горной массы. Многие виды отходов, образуемые в металлургии и химической промышленности, энергетике и машиностроении, при производстве строительных материалов и в иных отраслях хозяйства, не находят себе применение по технологическим или экономическим причинам. Неуклонно растущее количество бытовых отходов связано с неумелым обращением и отсутствием необходимых технологий их переработки. Все перечисленное не способствует рациональному использованию природных ресурсов, вызывает загрязнение окружающей среды и ухудшение среды обитания.

Между тем, научно обоснованное использование отходов обеспечивает решение двуединой задачи: сбережение природных ресурсов, которые будут замещены вторичным сырьем, и охрану окружающей среды от вредного воздействия токсичных веществ, содержащихся в отходах. Таким образом, полезное использование отходов и экологическая безопасность территории тесно связаны.

Обращение с отходами представляет собой многоплановую задачу и ее можно рассматривать в различных аспектах: технологическом, экономическом, правовом, организационном, этическом.

Природоохранная политика, основанная на принципах устойчивого развития, предусматривает соответствующие требования к системе обращения с отходами. Для их разработки образовался творческий коллектив из специалистов, выполняющих фундаментальные исследования в различных направлениях - экологии, химии, технологии, экономики и медицины. За основу был принят тезис: отходы - это сырье, которое общество не может переработать в полезный продукт на данном этапе, ввиду отсутствия необходимой технологии.

Усилия коллектива привели к созданию Стратегии обращения с отходами для региона Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Суть ее в тезисном виде такова - необходимо следовать следующим принципам:

  • использование всех возможностей для предотвращения образования отходов;
  • вторичное использование всех полезных фракций отходов, включая применение их как источника энергии;
  • экологически правильное захоронение неутилизируемых фракций, включая строго контролируемое сжигание.

Устойчивость системы обращения с отходами обеспечивается следующими способами:

  • Развитием рынка вторичных ресурсов. Рыночная инфраструктура позволяет осуществлять раздельный сбор отходов, вторичное использование материалов и энергии и косвенно способствует уменьшению объемов отходов.
  • Пресечением нелегального захоронения отходов с помощью жесткой системы контроля.
  • Применением принципа "загрязнитель платит".

Механизмы реализации стратегии таковы:

  • запретить использование материалов, для которых доказана вредность их воздействия на окружающую среду;
  • увеличить стоимость размещения отходов;
  • оказывать поддержку производителям в целях уменьшения материалоемкости упаковки и продукции;
  • поощрять использование материалов, которые безопасны в использовании и в виде отходов.

Авторами стратегии предложены и практические шаги к решению проблемы, которые следует реализовать. Предлагается осуществить следующее:

  • создать единую, для двух субъектов федерации отрасль хозяйства по переработке отходов;
  • создать единую информационно-справочную систему по обращению с отходами;
  • внести коррективы в финансовую и тарифную политику системы обращения с отходами;
  • подготовить необходимую нормативно-правовую базу;
  • внести изменения в систему сбора отходов;
  • организовать работу с населением.

Все меры в работе развернуты и обоснованы. Осуществление их значительно повысит эффективность использования отходов как вторичного сырья и улучшит экологическую ситуацию. По результатам работы опубликована монография (около 140 стр.), которая получила большую популярность в России.

Следующее новое и приоритетное направление работ экологов, которые проводятся в Санкт-Петербурге - это проблема экономического регулирования трансграничных аэротехногенных загрязнений на межгосударственном уровне. Центральной задачей экологов является представление трансграничных потоков веществ-загрязнителей в экономической форме взаимных ущербов стран - участниц процесса взаимных загрязнений природной среды. В настоящее время специалисты многих стран мира разрабатывают подходы к ее решению.

Учеными институтов СПб НЦ РАН ведется поиск методов экометрического анализа и применения их для различных объектов. Выполненные исследования позволяют перейти от натуральных показателей к обобщенным экометрическим. Проведена работа по ранжированию стран по степени аэротехногенного воздействия. Ведутся исследования по решению вопроса об определении в стоимостном выражении величины ущерба природной среде и здоровью населения при трансграничных воздействиях. Представление принятого и нанесенного ущерба природной среде и здоровью населения при трансграничных загрязнениях в форме экономических балансов взаимных ущербов реализует принципиальный макроэкономический подход к оценке экономической ответственности за ущерб, наносимый сопредельными странами.

Исследования, выполненные по проекту "Квазар-техноген" можно отнести к опыту эффективного междисциплинарного сотрудничества. Полученные результаты имеют большое научное и практическое значение. К работе наблюдается повышенный интерес. Обсуждение ее на заседании Объединенного научного совета показало, что работу следует поддержать и инициировать прикладные исследования, которые в дальнейшем приведут к результатам, способствующим развитию идеи устойчивого природопользования и применению практических мер для ее осуществления.

Не менее важные для сохранения окружающей среды исследования проводятся в НИИ СПб НЦ РАН по теме "Интродукция животных". На их основе ведется разработка специализированного мониторинга зон особого риска вселения чужеродных и патогенных организмов. Биологическое загрязнение сравнимо по своим последствиям с другими видами загрязнения, а в ряде случаев ущерб окружающей среде от видов-вселенцев значительно превышает отрицательные последствия всех других антропогенных факторов. Более того, в отличие от большинства загрязнений, которые в водных экосистемах постепенно разрушаются в ходе процессов самоочищения и поддаются эффективному контролю со стороны человека, успешно вселившиеся чужеродные организмы могут размножаться и распространяться в окружающей среде, часто с непредсказуемыми и необратимыми последствиями. Оказавшись в новой среде, где нет обычных для них паразитов и хищников, виды-вселенцы часто достигают массового развития. Чужеродные виды могут подавлять или полностью вытеснять местные виды в результате конкуренции или выедания, что приводит к упрощению структуры сообщества и снижению его устойчивости к внешним воздействиям. Влияние чужеродных видов может стать причиной ухудшения качества воды и распространения болезней, снижения массы биоресурсов.

Особенно широкое распространение биозагрязнений происходит в водной среде. Большую долю в эти процессы вносят суда. Поскольку активность судоходства возрастает, ученые констатируют учащение случаев интродукции чужеродных вселенцев как в морях, так и внутренних водоемах (реки и озера).

Международной конвенцией о биологическом разнообразии предусматривается создание специализированного мониторинга зон особого риска для раннего обнаружения и контроля опасных чужеродных организмов. Создание системы такого мониторинга является целью ряда работ, проводимых учеными. Проводятся экспедиционные исследования для оценки современного распределения чужеродных организмов. Определяются места репрезентативных станций для долговременных мониторинговых наблюдений.

Начаты работы по созданию специализированной информационной системы с использованием ГИС и интернет-технологий для поддержки принятия решений по контролю за вселившимися чужеродными организмами и оценки эффективности предпринимаемых мер по защите акватории от биологического загрязнения. По данной проблеме опубликована статья.

Скудное финансирование выполнения работ не позволяет их развернуть в должной мере. Между тем, инновации фундаментальных исследований позволяют выходить на прикладные работы, результаты которых могут реально использоваться для сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.