Малоизученные проблемы

Несмотря на наличие достаточно большой информации о состоянии окружающей среды в регионе остаются проблемы, которые возникли либо недавно, либо им не придавалось ранее должного значения. К таким проблемам следует отнести:

  • загрязнение окружающей среды региона диоксинами;
  • инвазия Ладожского озера, р. Нева, Невской губы, Финского залива чужеродными вселенцами или, проще говоря, биологическое загрязнение.

Диоксины называют суперэкотоксикантами, а опасность заражения ими стоит в одном ряду с радиоактивными загрязнениями. Об опасности диоксинов и диоксиноподобных соединений (ДПС) стало известно сравнительно недавно. Они попадают в окружающую среду с отходами ряда технологий, главным образом таких где используется хлор. Опасность диоксинов и ДПС обусловлена их стойкостью, широким распространением и высочайшей токсичностью в малых концентрациях. По инициативе Объединенного научного Совета "Экология и природные ресурсы" и при поддержке Администрации Санкт-Петербурга несколько лет назад в городе появилась региональная программа "Диоксины" (в составе программы "Чистый город"). Проведена значительная работа. Дана характеристика источников диоксиновой опасности. Проведены замеры хлорорганических загрязнителей в почвах, грунтах, воде, живых организмах, продуктах питания и других объектах. Значение этого материала и методика его получения и обобщения высоко оценены независимыми экспертами Минпромнауки РФ. Проведение прямых исследований диоксинов с помощью аттестованных лабораторий и методик позволит существенно расширить изучение миграционных зависимостей этого опасного ксенобиотика и создать основу для региональной системы наблюдений.

Участниками работы опубликована книга "Диоксиновая опасность в городе". Работа в Санкт-Петербурге продолжается. Вместе с тем, не ведется никаких исследований по территории Ленинградской области и других прилегающих областях Северо-Запада.

Инвазия Ладожского озера, р. Нева, Невской губы, Финского залива чужеродными вселенцами

Распространение чужеродных организмов (биологическое загрязнение) с балластными водами судов в настоящее время представляет собой глобальную проблему, и является одной из самых серьезных угроз морской окружающей среде. Вселение чужеродных видов негативно влияет на биологическое разнообразие, структуру и функционирование водных экосистем. А в некоторых случаях несет прямую угрозу здоровью человека.

Экономические потери от вселения чужеродных видов могут в ряде случаев исчисляться сотнями миллионов долларов в год. Последствия биологического загрязнения, в отличие от других видов антропогенного воздействия, имеют необратимый характер.

Впервые проблему биологического загрязнения в регионе подняли сотрудники ЗИН РАН. Она обсуждалась на заседаниях Советов, конференции, семинаре, в том числе с участием иностранных специалистов и представителей администраций регионов.

По инициативе Объединенного научного Совета была создана координационная группа по проблеме, в задачи которой входит активизация и поддержка исследований, разработка системы мер защиты от опасности биологического загрязнения.

При поддержке Правительства Ленинградской области разработано техническое задание на программу плана действий по контролю и предотвращению биологического загрязнения водоемов региона. Есть надежды, что план действий будет разработан и реализован.

Экономическое регулирование трансграничных аэротехногенных загрязнений на межгосударственном уровне

[Материал подготовлен по докладу проф. В.К. Донченко]

Экономическое регулирование трансграничных аэротехногенных загрязнений на межгосударственном уровне относится к числу мало изученных проблем. В настоящее время научными коллективами во многих странах активно разрабатываются подходы к ее разрешению. Центральной в данной проблеме определена задача представления трансграничных потоков веществ-загрязнителей (ВЗ) в экономической форме взаимных ущербов стран-участников процесса взаимных загрязнений природной среды.

В НИЦЭБ РАН разрабатывается методология экометрического анализа и развиваются ее приложения в виде методов для различных объектов применения. Представление трансграничных потоков аэротехногенных загрязнений в экометрической форме позволило перейти от натуральных показателей (концентрации ВЗ, выпадения ВЗ на территории стран-участниц трансграничных взаимодействий, количественные значения генерации ВЗ в источниках аэротехногенной эмиссии и т.п.) в обобщенные экометрические. В качестве исходных экометрических показателей приняты:

  • индексы аэротехногенного воздействия (IТВ), расчет которых выполняется по коэффициентам относительной токсичности ВЗ с использованием значений средне-суточной концентрации конкретного ВЗ в атмосферном воздухе;
  • техногенные числа моно- и поликомпонентных трансграничных потоков ВЗ;
  • техногенная эквивалентная масса (tem) ВЗ, равная произведению физической массы конкретного ВЗ на его индекс аэротехногенного воздействия.

Представление эмиссионных характеристик стран в виде техногенных чисел за конкретный год позволило провести ранжирование стран по степени аэротехногенного воздействия.

Преимущество экометрических показателей заключаются в наглядности для использования в системах подготовки принятия решений на национальных и межгосударственном уровнях.

В то же время, нерешенным остался вопрос об определении в стоимостном выражении величины ущерба природной среде и здоровью населения при трансграничных взаимодействиях. Балансы взаимных выпадений ВЗ в натуральных или в экометрических показателях предполагали проведение дополнительных натурных исследований, подтверждающих факты ущербов и определения величины необходимой экономической или другой компенсации пострадавшей стороне.

Следует заметить, что до настоящего времени примеров такой оценки с последующим иском и компенсацией пока не было. Положение может изменить переход от балансов взаимных выпадений ВЗ при трансграничных переносах в натуральных показателях к экономическим балансам взаимных ущербов при трансграничных аэротехногенных воздействиях.

Центральной задачей в данной проблеме была задача определения величины цены трансграничного воздействия, т.е. необходимых экономических затрат на компенсацию ущерба природной среде и здоровью населения на государственном уровне.

Определяющей в решении данной задачи можно считать работу, выполненную группой международных экспертов под руководством академика Ю.А.Израэля. В рамках международной программы ООН по окружающей среде (UNEP) проведена оценка государственных компенсационных затрат по восполнению ущерба компонентам природной среды (атмосфере, воде, почве и биоте) в долях от валового национального продукта (ВНП) по нескольким группам стран.

В развитие данного методологического подхода в НИЦЭБ РАН предложено величину компенсационных затрат определять через государственные компенсационные индексы ГКИ по каждой стране, используя для расчетов долю ВВП необходимую для компенсации тансграничных загрязнений природной среды.

Вопрос определения ГКИ как доли ВНП или ВВП остается дискуссионным.

Зная долю ВВП, которую государство вынуждено расходовать на компенсацию ущерба от загрязнения атмосферного воздуха, а также величину выбросов вредных веществ (собственных) в атмосферу, представленных в обобщенных экометрических показателях, можно определить величину ГКИ конкретной страны.

Введение, обоснование и расчеты ГКИ обусловило постановку двух взаимосвязанных задач:

  • перевода трансграничных потоков ВЗ в натуральных показателях (физическая масса) в техногенные потоки в экометрических показателях;
  • перехода от балансов взаимных выпадений на территории стран-участниц трансграничных переносов ВЗ набольшие расстояния и к экономическим балансам взаимных ущербов природной среде и здоровью населения.

Представление принятого и нанесенного ущерба природной среде и здоровью населения при трансграничных загрязнениях в форме экономических балансов взаимных ущербов реализует принципиальный макроэкономический подход к оценке экономической ответственности за наносимый ущерб сопредельным странам, а также возможность определить величину иска за принятый ущерб на своей территории.

Процедуры разрешения споров и экономического регулирования трансграничных загрязнений на межгосударственном уровне получают ясную доказательную форму.

Изучение аэротехногенных взаимодействий между конкретными странами-субъектами международного экологического права дает исходную содержательную информацию для разработки и утверждения согласованных методов подготовки проектов межгосударственных экономических балансов взаимных ущербов природной среде и здоровью населения в результате трансграничных аэротехногенных воздействий.

На межгосударственном уровне ответственность за нанесенный ущерб принимает на себя государство - ответчик согласно данным утвержденного экономического баланса взаимных ущербов. Разработка процедуры прохождения и утверждения экономического баланса взаимных ущербов предполагается в проекте международной Конвенции о коллективной экологической безопасности

В современных социально-экономических условиях, с учетом достигнутого уровня межгосударственных отношений и возможности реализации закрепленных норм межгосударственного экологического права, приоритетное значение имеет проблема аккумуляции необходимых средств государствами-участниками трансграничных взаимодействий для компенсации причиненного ущерба по международным искам. Разрешение проблемы может осуществляться с использованием различных подходов. В НИЦЭБ РАН предложен эколого-экономический механизм аккумуляции необходимых средств на национальном уровне путем реализации модели распределенной экономической ответственности за нанесенный ущерб при трансграничных аэротехногенных воздействиях.

В процессе проведения исследований по рекомендациям института глобального изменения климата (ИГКЭ) Росгидромета и РАН (академик Ю.А.Израэль) была поставлена задача проведения натурных исследований по изучению фоновых концентраций ВЗ на территории Ленинградской области.

Совместно с Северо-Западным Управлением Росгидромета РФ и институтом прикладной астрономии (ИПА РАН), начиная с 1995 г. проводились поисковые теоретические и натурные исследования по обоснованию территории радиоастрономической обсерватории в поселке "Светлое" Ленинградской области в качестве пилотной станции для измерения фоновых значений интегральных характеристик аэротехногенных трансграничных воздействий.

В 2000 г. при выполнении исследований по данному проекту стало известно, что единственная на Северо-Западе РФ (после развала СССР) станция контроля трансграничных загрязнений атмосферного воздуха в поселке Шепелево Ленинградской области в ближайшее время может перейти в разряд импактных. Причиной служит ее расположение в непосредственной близости от комплекса защитных сооружений (КЗС) Санкт-Петербурга от наводнений. Завершение строительства КЗС и окружной автомобильной магистрали по комплексу приведет в резкому возрастанию концентрации ВЗ в зоне измерительного комплекса НИС "Шепелево".

Совместное обсуждение сложившейся ситуации (апрель 2000 г.) с ИПА РАН, ИФА РАН, ИГКЭ РАН, НИИ "Атмосферы" Министерства природных ресурсов и СЗУ Росгидромета обусловило постановку дополнительной задачи по изучению возможности переноса контрольной измерительной точки глобальной сети (НИС "Шепелево") ЕМЕП на территорию НИС "Светлое - Мичуринское".

Сложность поставленных задач и сжатые сроки выполнения работ по программе потребовали:

  • использования высокопроизводительной прецизионной химаналитической аппаратуры комплекса скрининга малоизученных и ранее неизвестных экотоксикантов в компонентах природной среды и биоте (НИЦЭБ РАН);
  • специального запроса информации международных синтезирующих центров "Восток" (г. Москва) и "Запад" (г. Осло) по предоставлению данных выпадений ВЗ на территории квадрата сетки ЕМЕП, в котором расположена радиоастрономическая обсерватория "Светлое";
  • проведения исследований по изучению экологической ситуации в районе исследований;
  • изучения данных метеорологических наблюдений за последние 8 лет, т.е. с момента начала систематических наблюдений за метеорологическими параметрами на метеостанции радиоастрономической обсерватории "Светлое".

Натурные исследования по измерению содержания ВЗ в атмосферном воздухе в зоне размещения радиоастрономической обсерватории "Светлое" и на двух площадках опорной станции наблюдений "Мичуринское" проводились по программе междисциплинарных исследований СПб НЦ РАН с 2000 года.

Результаты проведенных натурных исследований определяют перспективу совершенствования процесса наблюдений за трансграничными переносами ВЗ в системе международных станций ЕМЕП.